Варновый Строй Обязанности (Дхармы) Разных Варн По Законам Ману

Формирование каст в древней Индии. Законы Ману

Варновый Строй Обязанности (Дхармы) Разных Варн По Законам Ману

“Законы Ману” (Манавардхарма шастра) – крупнейший свод правил древней Индии, датированный примерно 2 веком до нашей эры, который нормативно закрепил систему каст, став финалом трансформации арийских сословий – варн.

Трансформация варн в древней Индии в касты

Напомню читателю, что в древней Индии существовала исторически сложившаяся у древних ариев (арийцев) система сословий – варн , которая строилась на учете индивидуальности человека, а потому разрешала переход из одной варны в другую, подробнее в статье

https://indonet.ru/S…

Со временем концепция учета личных качеств трансформировалась и принадлежность к варне стали наследоваться, то есть отнесение человека к варне стало определяться по праву рождения и именно по этому принципу ему стал фактически навязываться род занятий и профессия.

Причины трансформации точно не известны, но предположительно это было связано с развитием экономических отношений, выделением олигархических групп, и усилением влияния армии, а также закрепление права на земельные участки и соответствующим появлением институтов наследования, которые должны были фиксировать переход высокого социального статуса, имущества и земли к детям вне зависимости от их предрасположенности к роду деятельности их родителей.
Сначала ужесточились правила перехода между варнами, появились ограничения на браки между разными сословиями, дети от меж-варновых браков стали выделяться в отдельные группы, и в конце концов процесс транформации варн в Индии завершился появлением новой системы – системы джати, то есть того, что называется касты.
Законы Ману завершили процесс формирование кастового строя в Индии и закрепили его нормативно.

Закрепление индийских каст в законах Ману

Глава 3 посвящена правилам брака между представителями разных варн и кастам, которые образуются при смешении варн. Закон Ману также регламентирует деятельность, разрешенную для разных индийских каст.

1. “Три варны дваждырожденных, придерживающиеся своих обязанностей (svakarmastha), пусть изучают [Веду], но из них только брахман может обучать [Веде], а не [члены] других двух [варн]: таково решение .2. Брахману согласно правилу следует знать средства существования, [предписанные] для других, наставлять других и самому жить соответственно [дхарме].3.

Вследствие своей исключительности, превосходства происхождения, соблюдения ограничительных правил и особенности посвящения брахман – владыка варн.4. Брахманы, кшатрии и вайщий – три варны дваждырожденных, четвертая же – шудры – рожденные один раз, пятой же нет.5.

Во всех варнах только те [сыновья, которые рождены] от жен равных *, девственниц, должны считаться рожденными в соответствии с прямым порядком (anulornya) и равными по рождению (jati).6. Сыновей, рожденных дваждырожденными от жен, принадлежащих к следующей низшей варне *, считают подобными [отцам, но] порицаемыми вследствие недостатка, [присущего] матерям.7.

Таково вечное правило относительно рожденных от жен принадлежащих к следующей низшей варне; надо знать следующее правило, согласное с дхармой, относительно рожденных от жен, принадлежащих к варне ниже [отца] через одну или две. 8. От брахмана и вайщийки рождается [сын] по названию амбаштха, шудрянки – нишада (nisada), который называется паращава (paraava) .9.

От кшатрия и шудрянки рождается существо по названию угра, имеющее Природу кшатрия и шудры, находящее удовольствие в жестоких обычаях.10. [Дети] брахмана от [женщин] трех [низших] варн, кшатрия – от двух варн, вайшия – от одной варны – эти шесть. считаются апасада (apasada).11.

Сын от кшатрия и дочери брахмана является по касте (jati) сутой; сыновья от вайшия и женщин [от варн] кшатриев и брахманов – магадха и вайдеха [соответственно].12. При смешении варн от шудр и вайщиек, кшатриек и брахманок рождаются [соответственно] айогава, кшаттар и чандала (candala) – самый низкий из людей .13.

Амбаштха и угра, [рожденные] в прямом порядке от женщин ниже по варне через одну, считаются такими же, как кшаттар и вайдехака, [хотя последние и] рождены в обратном порядке.14. Сыновей дваждырожденных, которые рождены от женщин непосредственно следующих варн, вследствие недостатка, [присущего] их матерям, называют именем “следующий”

15. От брахмана и дочери угры рождается аврита, от дочери амбаштхи – абхира, но от женщины айогава – дхигвана.

16. От шудры в соответствии с обратным порядком [варн] рождаются трое [сыновей] апасад: айогава, кшаттар и чандала – самый низкий из людей.7. от вайшия – магадха и вайдеха, от кшатрия же только сута; эти другие три апасады также рождаются в обратном порядке [варн]18. Рожденный от нишады и шудрянки является по касте (jati) пулькасой; рожденный от шудры и нишадки считается куккутакой.19. Затем, рожденный от кшаттара и угрянки называется щвапакой, рожденный же вайдехакой от женщины-амбаштхи называется веной.20. [Если] дваждырожденные от [женщин] всех варн рождают [сыновей], не исполняющих обетов, их, отпавших от “Савитри”, надо определить как вратьев (vratya).21. От вратьи-брахмана рождается злой бхриджджакантака, авантья, ватадхана и пушпащайкхара.

22. От вратьи-кшатрия – джхалла, малла, личчхиви, ната, карана, кхаса и дравида *. 23. От вратьи-вайшия рождаются судханван, а также чарья, каруша, виджанман, майтра и саттвата .

24. Смешение варн возникает вследствие нарушения [порядка] варн, вследствие браков, которые не должны были бы заключаться, и отказа от исполнения дел, присущих [каждой варне].25. [Теперь] я полностью расскажу о тех [сыновьях] смешанного происхождения (sarnkirnayoni), которые рождаются в обратном (pratiloma) и прямом (anuloma) порядке и, [таким образом], взаимно соединяются.26. Сута, вайдехака, чандала – самый низкий из людей, магадха, айогава и являющийся по касте кшатгаром -27. эти шестеро от женщин той же [касты] рождают [сыновей], подобных себе по качеству (varna); они рождают [их и] от [женщин], принадлежащих к касте матери и более высокого происхождения.28. Как [брахман] рождает себя от [женщин] двух из трех варн, [но низшего] из-за низшей степени [матери] и [равного] от равной себе , таков порядок и для отверженных.29. А они затем порождают от женщин друг друга многих отверженных, – еще более порочных и презренных.30. Как шудра порождает от брахманки отверженное существо , так отверженный порождает от женщин четырех варн еще более отверженного.31. Действуя в обратном порядке, отверженные порождают еще более отверженных, низкие – [еще более] низких по качеству (varna), [всего] – пятнадцать.32. Дасью от женщины айогава порождает сайрандхру. не раба, [но] живущего услужением (disya), умелого в украшении и обслуживании [или] существующего ловлей животных. 33. Вайдеха порождает [от айогавы] приятноголосого май треяку, который, ударяя в колокол при появлении зари, постоянно восхваляет [великих] людей.34. Нишада порождает маргаву [или] дащу, живущего корабельным делом, которого жители Арьяварты назвали кайвартой.35. Эти трое низких по касте (jati) происходят каждый от женщин айогава, носящих одежду умерших, неариев , вкушающих запрещенную пищу.

36. От нишады рождается каравара, кожевник (carmakara) по ремеслу, от вайдехаки происходят андхра и меда имеющие жилища вне селения.

37. От чандалы – пандусопака, занятый обработкой бамбука; нишадой также от женщины {касты] вайдеха порождается ахиндика.38. Чандалой же от женщины-пулькасы порождается сопака, занимающийся по наследству наказанием преступников, злой, всегда презренный для уважаемых людей.39. Женщина-нишада рождает от чандалы сына антьявасайина, действующего на кладбищах, презренного даже для отверженных.40. Эти касты, [происшедшие] от смешения, указаны по отцам и матерям; скрытые или открытые, они могуг быть узнаны по их родам деятельности.41. Шестеро сыновей, рожденные [дваждырожденными от женщин] равного происхождения (svajati) или следующих варн (anantara), имеют дхарму дваждырожденных; все рожденные от смешанных браков считаются по дхарме равными шудре.42. Силой аскетических подвигов и семени они в этом мире из поколения в поколение идут согласно рождению к более высокому или более низкому положению среди людей.

43. Но вследствие нарушения священных обрядов (xriya) и неуважения к брахманам постепенно дошли в мире. до состояния шудр (vsalatva) следующие племена (jati) кшатриев:

44. пундрака, чода, дравида, Камбоджа, явана, щака, парада, пахлава, чина, кирата и дарада45. Все эти племена, которые в мире [находятся] вне рожденных из уст, рук, бедер и ступней [Брахмы] , – говорящие на языке млеччхов и ариев, – все они считаются дасью.46. Те, которые считаются апасада и рожденными от смешанных браков, пусть существуют занятиями, презренными [с точки зрения] дваждырожденных. 47. Для сут [подобает] уход за лошадьми и колесницами, для амбаштхов – врачевание (cikitsita), для вайдехаки – служение женщинам , для магадхов – торговля (vanikpatha).
48. Для нишадов – рыболовство (matsyaghata), для айогавы-плотничество (tvastistva), для медов, андхров, чучу и мадгу – охота на диких животных.49. Для кшаттаров, угр и пулькасов – ловля и умерщвление [животных], живущих в норах, для дхигванов – обработка кожи (carmakarya), для венов – игра на музыкальных инструментах (bhandavadana).50. Им полагается жить у священных деревьев, у мест сожжения трупов, в горах и рощах; узнаваемые [по особым отличительным знакам], пусть живут присущими им занятиями.

51. Местожительство чандалов и щвапачей [должно быть] вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться [другими], имуществом их [должны быть только] собаки и ослы,

52. одеждами – одеяния мертвых, пища [должна им даваться] в разбитой посуде, украшение [их должно быть] из железа, и они должны постоянно кочевать.53. Человеку, исполняющему дхарму, не следует общаться с ними; их дела [должны решаться] между ними, браки – с подобными им.54. Их пища должна быть даваема им другими в разби- той посуде; ночью им не полагается бродить по деревням и городам.55. Днем они, отмеченные по приказу царя знаками *, могут входить [туда] для исполнения работ, и пусть уносят трупы [людей], не имеющих родственников: таков порядок.56. Им полагается всегда по приказу царя, согласно щастрам, умерщвлять приговоренных к казни; они могут забирать одежды казненных, ложа и украшения.57. Человека, лишенного варны (varnapeta), неизвестного [или] нечистого происхождения, неария, [хотя] по внешнему виду подобного арию, можно узнать по его делам. 58. Подлость (anaryata), грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей обличают в этом мире человека нечистого по происхождению.59. Низкорожденный (duryoni) получает природу отца или матери или обоих; он ни в коем случае не может скрыть свою действительную сущность.60. Даже человек, рожденный в родовитой семье, если у него смешанное происхождение, приобретает в большей или меньшей мере природу его [отца].61. Та страна, где появляются смешения, портящие варны, быстро погибает вместе с обитателями.

62. Потеря жизни без надежды на вознаграждение ради брахмана, ради коровы, при защите женщин и детей – действие, обеспечивающее блаженство для отверженных (bahya). 63. Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого (asteya), чистота и обуздание органов – основную дхарму для четырех варн объявил Ману.

64. Если [женское] потомство от брахмана и шудрянки рождает [в супружестве] с высшим [дочь, которая вступает в брак также с брахманом и т. д.], низший достигает высшего рождения в седьмом поколении.65. [Так] шудра идет к степени брахмана и брахман идет к степени шудры; но следует знать, [что это относится] и к потомству кшатрия, а также вайшия.66. Если как-то рожден [сын] от неарийки и брахмана или от брахманки и неария и возникает вопрос, у кого преимущество,67. то решение следующее: рожденный от женщины неарийки и ария может стать арием благодаря качествам [отца] рожденный же от неария и арийки – неарий.68. Они оба недостойны посвящения (asanskarya) – такова установленная дхарма: первый – вследствие лишенного добрых качеств рождения, второй – вследствие [брака], обратного порядку (pratiloma).69. Как хорошее семя произрастает на хорошем поле, так рожденный от ария и арийки достоин всякого обряда.70. Одни мудрецы восхваляют семя, другие – поле, некоторые же семя и поле; но в этом случае установленное правило таково:71. семя, посеянное на бесплодной почве, в ней же и погибает; поле, лишенное семян, может остаться только бесплодным.72. Поскольку [сыновья], рожденные от животных силой семени, стали риши, почитаемыми и восхваляемыми, поэтому восхваляется семя.

73. Рассмотрев [положение] неария, поступающего как арий, и ария, поступающего как неарий, создатель сказал: “Они оба не равны и не неравны”.

Именно в таком виде система каст просуществовала 2 тысячелетия, дожила до наших дней и стала подвергаться изменениям в современной Индии лишь после обретения Индией самостоятельности и принятия конституции, однако и сегодня мы можем видеть касты в не измененном виде в глухих деревнях страны, где время кажется остановилось…
О кастах в современной Индии см. https://indonet.ru/S…

Автор и источник публикации: 

achadidi специально для читателей indonet.ru.

Варновый Строй Обязанности Дхармы Разных Варн По Законам Ману

Варновый Строй Обязанности (Дхармы) Разных Варн По Законам Ману

Этим система варн древней Индии ограничивалась. Все остальные, не вошедшие в варновую (кастовую) систему, будь то иностранцы, чуждые ведических ценностей, или изгнанные из своей варны за прегрешения, — являлись внекастовыми неприкаемыми — млеччха и дасью (пария) соответственно, всех неприкасаемых вместе именуют также как далиты.

Напомню читателю, что в древней Индии существовала исторически сложившаяся у древних ариев (арийцев) система сословий — варн. которая строилась на учете индивидуальности человека, а потому разрешала переход из одной варны в другую, подробнее в статье Глава 3 посвящена правилам брака между представителями разных варн и кастам, которые образуются при смешении варн.

Варновый строй в законах ману

Развитие рабства привело к углублению классовых противоречий, к экономическому и социальному усилению правящего класса — рабовладельческой аристократии. Родовая аристократия, состоящая из жрецов, старейшин и племенных вождей, выделившаяся из среды общинников, противопоставляется простому народу, объединённому в общины (вишас).

В данной статье проводится общая характеристика Законов Ману, а также исследуется несколько правовых институтов частного права, подчеркивается их как правовое, так и культурологическое, сакральное аксиологическое значение для современного права, а также проводится диахронный анализ между отдельными положениями в Законах Ману и некоторыми нормами Гражданского кодекса (в частности, права собственности) РФ.

Весьма часто в различных контекстах мы читаем о дхарме варн и ашрам — этапов жизни (варна — ашрама — дхарма). В далеком «золотом веке» это было очевидное и незыблемое; понятно, но в наше время его часто толкуют превратно или вообще предают забвению. Долг брахманов — объяснять дхарму, а царя — сохранять ее и следить за ее выполнением.

Значит, дхарма не одна и та же для всех. Правда, есть общая дхарма — та норма поведения, которой должны следовать все без исключения, но существует также особая дхарма для каждого сословия и для каждого периода жизни того или иного индивидуума.

Дхарма лица благородного происхождения не совпадает с дхармой простолюдина, а дхарма ученика — с дхармой умудренного опытом человека.

Законы составлены в Древней Индии между II веком до нашей эры и II нашей эры. Законы Ману представляли собой запись норм обычного права, судебной практики и царских узаконений, имели в свое время официальное значение и относятся к позитивному праву.

Закрепление варнового строя в праве Древней Индии

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поля своими семенами, то он не имеет права получать урожай.

Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог передать, подарить, заложить, сдать в аренду.

Законы Ману охраняют и движимое имущество, наиболее значительным из которого были рабы, скот, инвентарь.

При этом подчеркивалось, что первые три способа были доступны для всех жителей, четвертый — только для кшатриев, пятый и шестой -только для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов. Хотя, конечно, в жизни это не всегда строго соблюдалось.

Рекомендуем прочесть:  Статья 228 Ук Рф Для Несовершеннолетних

Занятие №2

2. Патанджали взял в долг до следующего урожая 20 мешков пшеницы, но вернуть долг вовремя не смог. Подождав несколько дней, кредитор явился в сопровождении многочисленных слуг в дом к Патанджали и изъял имущество, стоимость которого компенсировала долг. Патанджали обратился с жалобой на самоуправство в суд. Какое решение должен вынести суд? А как было бы по законам Хаммурапи?

1. Капур продал соседу вола, но уже через день пожалел об этом и предложил соседу расторгнуть сделку. Капур возвращает соседу деньги, а тот возвращает Капуру вола. Но сосед отказался. Капур обратился с жалобой в суд. Правомерны ли действия Капура?

Сословно-варновый строй в Индии

Основные черты права.В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно.

Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии.

Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману).

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти — под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога, даже если он лишен добродетелей.

И хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой.

За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось.

Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке.

Варновый общественный строй Древней Индии

Слово «каста» в переводе с португальского языка означает «род, качество», оно стало употребляться, когда португальцы в XVI в. проникли в Индию и познакомились с индийской социальной организацией. Изначально же в Индии существовали группы, которые обозначались словом «варна», которое соответствует понятиям «вид», «разряд».

Уже с глубокой древности это слово использовали для противопоставления основных социальных слоев. О том, что разделение общества берет свое начало в конце II – начале I тысячелетия до н.э.

, можно судить по сведениям из «Ригведы», одного из четырех индуистских религиозных текстов, сборника религиозных гимнов, составленного приблизительно в 1700 – 1100 гг. до н.э., древнейшего памятника древнеиндийской литературы и древнейшего религиозного текста в мире.

Несмотря на то, что в первоначальной версии «Ригведы» нет прямого упоминания о варнах, в этом сборнике уже говорится о существовании жрецов, знати и простого люда, хотя и деление это пока не жесткое и не контролируется.

Варновая система не только не распалась со временем, но, обрастая новыми разрядами, более дробными подразделениями, претерпев множество изменений, просуществовала несколько тысячелетий, существует и по сей день.

Варновый строй по законам ману

Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э. когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов.

Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев.

Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия.

Появляются сословия – варны. Первые варны были привилегированными: брахманы — варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии — варна, в которую вошла военная знать.

Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну — вайшьев.

Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин.

Законы Ману

Среди преступлений, называемых законом Ману, на первом месте стоят государственные. В ст. 280 гл.

IX говориться о том, что взламывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или колесницы следует казнить без промедления.

Статья 289 предусматривала изгнание лиц, ломающих городскую стену или ворота, закапывающих рвы. В ст. 275 устанавливались указания для лиц, упорно противодействующих царским приказам и поощряющих врагов.

С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Варновый строй по законам Ману

Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанные в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями.

Не было единого мнения о том, заслуживает ли брахман, имеющий светскую профессию, такого же уважения, как и брахман-священнослужитель. По этому поводу не существовало четкого правила.

В «Законах Ману», наиболее авторитетном из сочинений литературы смрити, вопрос остается невыясненным.

Как можно заключить из общей литературы, особые привилегии обычно присваивались только тем брахманам, которые исполняли обязанности жрецов и наставников.

Общая характеристика варнового строя

Таким образом, к концу периода «Ригведы» общество делилось на четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Такая иерархия считалась изначальной, божественной волей, установленной и незыблемой в своей основе. Интересно, что указанное деление общества, несмотря на свой религиозный характер и древнее происхождение, имеет место и в современной Индии.

Рекомендуем прочесть:  Виды Экономической Преступности

Теоретически долг кшатрия состоял в «защите», что подразумевало участие в сражениях во время войны и управление государством в период мира. В раннюю эпоху кшатрий часто претендовал на превосходство над брахманом.

Согласно буддийской традиции, когда на вершине общества находятся брахманы, будды рождаются в брахманском сословии, а когда высшим сословием становятся кшатрии, то будды рождаются в их среде. Исторический Будда был кшатрий, и его приверженцы едва ли сомневались в превосходстве этой варны.

Там, где в священных текстах на языке пали встречаются одновременно названия всех четырех варн, первой обычно идет варна кшатриев.

Социально правовой строй по законам Ману

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи – муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью.

«Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой» (ст. 299 гл. VIII). Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей.

Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

Индийские источники, в частности законы Ману, дают описание четырех варн: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (почти бесправные батраки).

При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» — неприкосновенные. Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства.

В результате этого появилось большое число людей – нечленов общин – шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав.

Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенных собраниях, не проходили обряда посвящения – «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными». Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными».

Система варн в Древней Индии

Позднее, вследствие падения роли свободных общинников в общественной жизни вайшьи стали мало отличаться от шудр и линия раздела стала проходить уже между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой.

Вторая варна — это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатрии должны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.

Дхармашастра Ману ( «Законы Ману»)

Более детально регламентируется судоустройство и судопроизводство в Артхашастре Каутильи. Следует обратить внимание на главу I книги III Артхашастры, но нельзя упускать из виду и другие главы данной книги (например: статья 1 главы 8, статья 15 главы 9, статьи 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 39, 45, 50 главы 1 1, статьи 17, 19, 20 главы 19, статьи 17, 22 главы 20 и др.).

Сравнивая текст Артхашастры Каутильи и «Законы Ману», студенты должны определить, в каком из этих двух документов элементы абстрактного юридического мышления выражены сильнее и соответственно юридический понятийный аппарат развит в большей степени.

Законы ману 12 глав

Варновый Строй Обязанности (Дхармы) Разных Варн По Законам Ману

ЗАКОНЫ МАНУ — древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма.

Составление З.м. приписывается мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде З.м. были составлены, по-видимому, около П в. до н.э. — I в. н.э. З.м. написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав.

Появляются сословия – варны. Первые варны были привилегированными: брахманы — варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии — варна, в которую вошла военная знать.

Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну — вайшьев.

Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин.

https://www..com/watch?v=I0IUFnVghDE

Преступление, наказание и судебный процесс по законам Ману

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав).

Главное в Законах Ману — закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн.

Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Право собственности. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Среди основных видов собственности Законы называют землю.

Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.

За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли.

Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа.

Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать.

При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения.

После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману значительное внимание уделяют и этому виду договора.

Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф и жалованье виновному не выплачивалось. Известен был в Древней Индии и договор аренды земли.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману.

Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по весу.

В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст. Упоминается в Законах Ману договор дарения.

Устанавливаются положения, регулирующие отдельные виды договоров.

Законы формулируют и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением. Недействительным являлось соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях.

Устанавливается также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключается. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу.

При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот.

Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что является характерной чертой для всех древних кодификаций. Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров.

Следует отметить, что Законы четко различают кражу, как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием, применяемым к нему. Меры, применяемые к вору зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью.

Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью царю следует, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже отрезали два пальца, при второй — руку и ногу, при третьей — смертная казнь.

Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой, К насилию относилось и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь.

Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось. Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений.

Законы устанавливают суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.

Законы Ману определяют наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их. Законы предписывают применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени сознательности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».

Вместе с тем, при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне.

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.

: членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение — это далеко не полный перечень наказаний. Кровная месть в Законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.

Законы Ману дают общее представление о процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков.

Это — неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи (спор хозяина с пастухом; спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад).

Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства.

Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания, Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к варне.

Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. Не допускалось в качестве свидетеля заинтересованное лицо. Не могли быть свидетелями женщины, «вследствие непостоянства женского ума».

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->